О режиссуре и непонятном

Из архива: https://telegra.ph/Soderzhanie-02-08

Весь мой режиссерский опыт состоит из двух небольших сцен: Lie of the Mind Сэма Шепарда (где я к тому же играл главного героя) и Сон в летнюю ночь Шекспира. Да, теперь я могу рассуждать о режиссуре! (UPD: я уже режиссировал пять разных сцен из пьес.)

В середине января со мной случился анекдот. Абсолютно случайно я попал на фильм Дэвида Линча Внутренняя империя, который показывали в небольшом кинотеатре на кампусе Стэнфорда. Я туда попал настолько случайно, что я опоздал на начало, пропустил титры и не знал ни названия фильма, ни именитого режиссера.

Фильм шёл три часа и состоял из сцен, которые можно объединить тематикой «Женщина в беде, и что-то происходит.» Так как фильм был снят на цифровую камеру и состоял из малосвязных кусков, я подумал, что это чья-то студенческая работа. Или просто эксперимент какого-нибудь стэнфордского режиссера.

Когда на экране стали мелькать сюрреалистические сцены, я в шутку сказал другу: «О, это просто неудачная пародия на Малхолланд драйв!» В каком-то смысле, я оказался прав, потому что Малхолланд драйв — другой сюрреалистический фильм Дэвида Линча! Однако Малхолланд драйв мне понравился, и за исключением нескольких сцен, его можно было понять. В то время как Внутренняя империя была мне абсолютно недоступна. Случайные вставки с мультиками про людей с заячьими головами и разговоры на украинском не помогали мне уловить замысел режиссера.

И вот, когда на финальных титрах появилась надпись «Режиссер: Дэвид Линч», я подумал, что это какая-то шутка. Но, оказалось, что это действительно фильм режиссера, которого называют «самым важным кинорежиссером нынешней эпохи». И я его настолько не понял, что чуть не заснул во время просмотра. (Со мной такое вообще впервые.)

Это меня немного волнует. Мне интересна режиссура, и я делаю первые неуверенные шаги в этом направлении. Но во время просмотра фильма я ни разу не услышал в голове: «Смотри, как здорово! Какой ракурс, какая аналогия с предыдущей сценой!» Возможно, моя продолжительность концентрации внимания недостаточна, чтобы увидеть задумку Линча. Подобно тому, как гроссмейстер может просчитать комбинацию, а я не просто не вижу, что через пять ходов лишусь фигуры. Но также возможно, что дифирамбы режиссёру — это просто вкусовщина, и Дэвид Линч просто удачно «выстрелил».

По поводу последнего: в своё время я так же пытался читать Ницше, но ничего не понял. Я честно пытался разобраться с Заратустрой, но всё, что шло после сцены с трупом в дупле не имело для меня никакого смысла, и я прекращал читать. То же самое происходило с Кафкой.

В то же время мне легко читать Сартра или Шопенгауэра, несмотря на то, что я могу не разделять их взгляды или не до конца понимать аргумент. Но я знаю, для чего этот аргумент даётся, и понимаю общую структуру мысли.

За день до Внутренней империи я смотрел в кинотеатре Пало Альто фильм Чарулата, который мне очень понравился. Я видел режиссерские решения и понимал, что и как хотел показать Сатьяджит Рай. Я получил наслаждение не только как зритель, но и как человек, которому интересно учиться режиссуре. Ещё через неделю я смотрел Богиню того же режиссера, и мне снова всё понравилось, и я всё понял.

Какой вывод можно сделать? Возможно, я застрял в середине двадцатого века. Возможно, мне надо разбираться в современном кинематографе так же, как люди разбираются в современном искусстве. Но в то же время, мне кажется, что художник играет с рамками тогда, когда ему нечего сказать. А я хочу говорить.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s